kobah


Блог циничного романтика

Не нужно читать между строк, тем более, если там ничего нет.


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
В память об авиакатастрофе ИЛ76 в Мирном
kobah


1 ноября 2009 г. борт RF-76801, принадлежащий ВВС ВВ МВД, совершил свою последнюю посадку на отвал карьера "Мир" в Якутии. Это событие потрясло небольшой, северный городок. Ходили самые разнообразные слухи о происшедшем, люди обсуждали причины и строили догадки. Но ясно было одно - то, что самолет не упал на город, это заслуга экипажа. Мы не знаем о чем они переговаривались с землей в последний момент (записи переговоров не обнародованы), не знаем что говорили друг другу, знаем только одно - самолет ушел от жилых домов и производственных строений и упал буквально в нескольких сотнях метрах от комплекса рудника "Мир".

Официальная сводка гласит - "Накануне, самолет доставил в Мирный из Ермолино партию коммерческого груза. Во время руления после посадки КВС привел в действие электрическую часть системы стопорения рулей и элеронов. Загорелся сигнал «Стопор вкл.». В дальнейшем действий для штатного стопорения рулевых поверхностей выполнено не было. Наиболее вероятно, что после заруливания на стоянку они были застопорены экипажем с применением швартовочных ремней. Утром следующего дня был запланирован перелет в Читу для приема на борт и доставки на Северный Кавказ личного состава ВВ. На борту находился основной и сменный экипажи. В процессе предполетной подготовки экипаж предпринимал действия по приведению электромеханической части системы стопорения в положение «расстопорено». При этом табло «Стопор вкл.» продолжало гореть. Восприняв это как ложное срабатывание, КВС принял решение на взлет. На исполнительном старте он выполнил проверку работоспособности системы управления элеронами путем отклонения штурвальной баранки влево, а затем вправо. Во время отклонения штурвальной баранки вправо произошло стопорение правого элерона вследствие срабатывания его стопорного механизма. В 07:48:04 экипаж приступил к выполнению взлета ночью в ПМУ с ВПП 24. При этом в начале разбега РУД двигателей были установлены в положение ниже взлетного режима, что не обеспечивало срабатывание звуковой сигнализации предупреждения о застопоренном положении рулей и элеронов. В процессе разбега начал развиваться кренящий момент вправо. Отрыв произошел с креном 8 град, который продолжал интенсивно увеличиваться. Экипаж попытался парировать кренящий момент рулем отклонением педали и штурвала влево. Ход штурвала влево был ограничен механизмом стопорения правого элерона. КВС, находясь в состоянии повышенного нервно-эмоционального напряжения, и в виду скоротечности развития особой ситуации предусмотренных РЛЭ действий по рассоединению проводки управления самолетом в поперечном канале не выполнил. На 59 секунде полета с креном около 90 град на скорости 364 км/ч с незначительной вертикальной скоростью снижения самолет на удалении 1893 м от КТА аэродрома столкнулся с отвалом алмазного рудника "Мир", упал на заснеженное поле, полностью разрушился и загорелся." (взято отсюда Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России )

Я уже писал пост Авиакатастрофа 2009 г. ИЛ-76 А сейчас хотелось бы вернуться к этому происшествию.
Место падения самолета выглядит так.
https://goo.gl/maps/7PQskGE6TFM2



Пояснения. Красная линия - ВПП Мирнинского аэропорта. Красный крестик - место падения. Красная стрелка - направление движения перед падением.


Крупнее...


По карте хорошо видно, до построек оставалось совсем чуть-чуть.

... Ноябрьское утро в Мирном выглядит примерно так.
авиакатастрофа ил-76

Именно в такое, снежное и темное утро, последний раз взлетел борт RF-76801 с 11-ю членами экипажа на борту, что бы через минуту навсегда стать символом мужества и самопожертвования.

Я много слышал мнений, в том числе и "что сами виноваты". Но факт остается фактом - пол города видела летящий им в окна самолет, который из последних сил отворачивал от жилых построек. Самолет упал на границе города и город остался цел. Вот это неоспоримый факт. А то там виноват, сами ли, или техника подвела, или еще что то случилось, сейчас это все домыслы. Даже выводы комиссии нельзя принимать как истину, потому, что с достоверностью 100% невозможно определить причину, не находясь на борту в тот момент.

... Для съемок я специально выбрал конец октября, что бы попытаться передать атмосферу того периода. Именно вот это заснеженное поле видел экипаж в последний раз, когда заходил на него с креном в 90 градусов.
авиакатастрофа ил-76

Теперь там стоит крест, памятный камень и обломки самолета.
авиакатастрофа ил-76

авиакатастрофа ил-76

авиакатастрофа ил-76

Когда в городе проводятся свадьбы, как и в большинстве провинциальных городов у молодоженов есть традиция посещать различные места. Такие, как смотровая площадка карьера "Мир", еще несколько мест. А сюда никто не приезжает. Хотя, положа руку на сердце, я считаю, это должно быть основное место, где молодые должны положить цветы и сказать спасибо. Кто знает, стояли бы они сейчас здесь, если бы...

Но здесь трудно винить молодых. Дорога к памятнику отсутствует. То, что есть сейчас, дорогой назвать весьма затруднительно. Отсыпанный из крупного диабаза проезд, доступный для легковой машины только в сухой, летний период. Все остальное время либо на УРАЛах, либо на джипах. Я когда поднимался на машине к памятнику, на пол дороги пришлось подключать передний мост, а в конце подъема - понижающую передачу. Один раз застрял, выезжал в раскачку.

Остатки самолета, которые вы видите на фотографии, никто не трогал с момента катастрофы, кроме передней части, которую увозили в теплый ангар для проведения экспертизы.

Вот так это выглядело через неделю после происшествия, в 2009 г.
авиакатастрофа ил-76

А вот как это выглядит сейчас, в 2015 г.
авиакатастрофа ил-76

авиакатастрофа ил-76

авиакатастрофа в мирном

авиакатастрофа в мирном

авиакатастрофа в мирном

Венки от авиакомпании Алроса и от МАП Алроса.
авиакатастрофа в мирном

авиакатастрофа в мирном

Вот эта фотография, на мой взгляд очень символична - разорванный металл хвостового крыла на фоне неба, в которое он уже никогда не поднимется.
авиакатастрофа в мирном

авиакатастрофа в мирном

авиакатастрофа в мирном

авиакатастрофа в мирном

Совсем рядом с местом падения находится, видимо, РЛС аэропорта. (справа на фотографии)
авиакатастрофа в мирном

... Я привозил на это место младшего, показывал ему остатки самолета, рассказывал про героизм экипажа, про то, что еще есть люди, которые могут отдать свои жизни ради других. Ходили вокруг, я показывал, где был удар о землю, на какое расстояние раскидало обломки. Говорил, что если бы не эти ребята, то возможно и мы бы с тобой здесь не ходили. Мне кажется, за свои десять лет жизни, на этом месте Серега испытал самые сильные эмоции.

Идет время, рождаются и умирают люди и очень хочется верить, что я не единственный, кто привез сына не место гибели самолета и рассказал, кто такие настоящие мужики. Когда сойдет снег, мы с ним пойдем к дальней части самолета, до которой не добрались из за снега и я опять ему напомню о долге, чести и совести. Хотя для кого то сейчас, это просто набор бессмысленных букв.

Спасибо ребята и низкий поклон вам:

Основной экипаж:
Майстришин Игорь, 44 года, командир судна,
Зубов Александр, 33 года, второй пилот,
Ветцель Александр, 30 лет, штурман,
Каримов Вячеслав, 42 года, бортрадист,
Гончаров Павел, 29 лет, техник,
Филатов Павел, 26 лет, техник,
Михайлов Игорь, 33 года, техник.

Сменный экипаж:
Хисамов Ильдар, 31 год, командир,
Борисов Дмитрий, 30 лет, второй пилот,
Киреев Николай, 40 лет, бортинженер,
Харченко Сергей, 29 лет, штурман.




Мои репортажи
Подписаться на новые посты из первоисточника

Записи из этого журнала по тегу «репортаж»


У нас в Перми падал пассажирский "Боинг". Церемонии памяти были проведены, но загадок не меньше - до сих пор идёт спор про то, как оно было. Как очевидец падения, я просто не перестаю изумляться тому, какие фантастические версии измышляют любители дурацких заговоров.

(Удалённый комментарий)
Не за что. Главное не забывать

Светлая память мужественным людям...

(Удалённый комментарий)
судя по материалам, у них было стопорение рулей. хотя одному Богу известно что там случилось.

Вот именно так, никто не знает со 100% достоверностью

Там рули были застопорены. Поверьте, экипаж меньше всего думал о том, чтобы увести самолет - последний был просто неуправляемым.
После каждого случая, когда по счастливой случайности самолет не упал на жилые строения, появляется подобная героизация. К сожалению, все намного банальнее, прозаичнее...

И глупо.

В данном случае самолет сам накренился и сам воткнулся. ЭВС пытался парировать крен, но так как рули были застопорены, увы, не справился. По счастливой случайности самолет упал не на дома. Этой катастрофы могло и не быть, если бы экипаж сделал необходимые действия на предполетной подготовке.

Это только предположение. Никого, кто делал такие выводы, там не было по время падения.

А памятник установила местная авиакомпания, которая явно знает больше нас с вами.

То есть - не выполнили предполетную подготовку, проигнорировали табло аварийной сигнализации, чтобы "не доставала" сирена - взлетали на уменьшенном режиме (тоже нарушение Руководства)....

Типично российская ситуация: создать себе трудности, чтобы потом мужественно пытаться их преодолеть.

Это все, как гласят выводы комиссии - "наиболее вероятно", но не 100% достоверно.

Денис(denokan)увы все правильно прокомментировал ,нужно только добавить один нюанс ,в этот момент трудно принять решение и сравнить что лучше,прервать,взлет и не убиться или ходить потом наказанным,звучит конечно дико,но это наша Российская действительность.Есть такие юморные авиационные законы Брэда,так вот там одно из писаний гласит,что человек опаздывая на работу будет перебегать автостраду рискуя жизнью,абсолютно не задумываясь об этом.
Может у командира были до этого какие то неприятности по работе и это психологически надломило его.
Пример: если командир принял решение прекратить взлет при срабатывании сигнализации к "взлету не готов",то начинается процедура расследования инцидента,с отстранением от полетов,наказание,деньгами,карьерой идт.Появляется пятно в личном деле.За рубежом нашей Родины,все по другому,прекратил взлет,честь тебе и хвала.

Возможно и так. Только вывод комиссии не всегда правильным бывает.

настоящие мужики короче
взлетают нарушая инструкции и игнорируя предупреждения

Поправлю. Не ВВС МВД, а авиации МВД.
Причину описали правильно- невыполнение экипажем необходимых действий+сильный мороз. Шансов у них не было, кроме как разнотягом убрать крен в начале набора высоты.
Отвести они физически не могли, там была чисто баллистическая траектория полета.
В любом случае- пухом небо мужикам...

Но мороз тогда был не особо сильный, кроме того здесь влажность очень низкая. А насчет причины, откуда это известно достоверно? Кстати, сейчас можно что либо увидеть, типа шварт ремней или еще чего? Я не спец в самолетах, но если буду знать куда смотреть, поеду, гляну.

про экипаж нельзя уже говорить плохо, мужики отлетались...

но про спасение города я бы не преувелиличивал - просто дело случая, что неуправляемый самолет полетел именно по такой траектории, и если бы борьба с креном все-таки возымела какой-то результат, самолет мог встретится с планетой или девятиэтажками например там, где ул. ленина выходит на кирова

и да, были разговоры, что система стопорения дурила и в предыдущих полетах, были проблемы с расстопориванием правого элерона и на правой плоскости проводили какие-то работы, пытаясь это устранить

вызвало недоумение, что обломки не вывезли, а просто бросили на месте катастрофы - я думал, все перевезли в аэропорт для утилизации


Edited at 2015-10-28 08:21 (UTC)

Частично их увозили в ангар для осмотра. Но основная масса осталась там.

Вам не кажется это несколько по советски?
Сначала сделать самолет с плохой сигнализацией, потом лететь на авось а после обьявлять все это подвигом вместо охреневания от раздолбайства и пофигизма?

?

Log in

No account? Create an account